9 правил при игре в эндшпиль
9 правил при игре в эндшпиль
Всем любителям шахмат доброго времени суток. Сегодня мы рассмотрим несколько советов от Хосе Рауль Капабланка при игре в конце партии.
1 совет: В конце партии обычно побеждает тот кто первым проводит пешку в ферзи.
2 совет: 2 слона обычно сильнее двух коней.
3 совет: в конце партии слон обычно сильнее коня
4 совет: слон и ладья обычно сильнее коня и ладьи
5 совет: ферзь и конь — грозная сила.
6 совет: пешки сильнее когда стоят на одной горизонтали.
7 совет: Пешки не должны мешать слону! Если слон ходит по черной диагонали, то пешки ставьте на белые поля! Если слон ходит по белой диагонале, то пешки ставьте на чёрные поля!
8 совет: активизируйте короля!
9 совет: ладья должна стоять сзади проходной(пешка которая идёт, чтобы стать ферзём)!
Итак начнём разбирать основные правила эндшпиля на примерах. 1. В конце партии обычно побеждает тот кто первый проводит пешку в ферзи. Рассмотрим следующую шахматную комбинацию:
В данной комбинации видно что у белых больше шансов дойти до конца поля и превратить пешку в ферзь. Только при этом белым придется пожертвовать одной своей пешкой.
В данном случае если чёрные едят белую пешку то вторая пешка добирается быстрее черных до конца поля.
Таким образом белые получают преимущество.
Здесь уже явное преимущество белых!!!
Рассмотрим 2 правило в конце партии: обычна два слона(офицера) сильнее чем два коня. Рассмотрим следующий пример:
В данном примере видно что чёрные кони практически блокированы белыми слонами. Слон считается более дальнобойной фигурой, а это считается преимуществом в конце партии!!!
Теперь на примере мы разберём 3 правило Капабланка: в конце партии офицер обычно сильнее коня.
Первым ходит офицер.
В ходе игры чёрная пешка пытается стать ферзем, но её съедает белый офицер, а белого офицера съедает черный конь.
Белая пешка спокойно доходит до конца поля и становится ферзем. Белые выигрывают.
4 совет: слон и ладья обычно сильнее коня и ладьи. Рассмотрим это правило на примере...
Далее ладья занимает поле а6
Здесь видно что слон белый и ладья белая сильнее чёрной ладьи и чёрного коня.
5 совет: ферзь и конь — грозная сила. Рассмотрим на примере
Вообще старайтесь делать так чтобы конь и ферзь не приближались к вашему королю и при первой возможности старайтесь сами атаковать ими противника!!!!
Итак ферзь ходит на f1
Король уходит из под удара
Конь идёт на e2 и создаёт матовую ситуацию
Белый ферзь чтобы избежать матовой ситуации идёт на c5
Итак продолжим обсуждение опасности ферзя и коня в конце партии. На этой картинке видно что если бы белые не разгадали бы планов черный и не пошли бы белым ферзем, то чёрные поставили мат ферзем на g1.
Сейчас мы рассмотрим 6 правило эндшпиля: в конце партии пешки сильнее когда стоят на одной линии. Рассмотрим это правило на примере.
Здесь чёрная пешка оторвалась от своих пешек. Надо всегда помнить что лучшая защита для пешки это другая пешка!!!
Сейчас мы разберём ещё один пример по данному правилу.
Здесь очевидно что белая пешка должна пойти g4-g5. Тем самым она блокирует все 3 пешки противника.
Черному королю остаётся отступать a9 или b9
Следующим ходом белая пешка блокирует чёрного короля.
Чёрная пешка пытается прорваться вперёд.
Белая пешка ест черную пешку.
Дальше победа белых очевидна!!!!
Белая пешка движется к полю превращения где она превратится в ферзя и поставит мат королю.
7 совет: Пешки не должны мешать слону! Если слон ходит по черной диагонали, то пешки ставьте на белые поля! Если слон ходит по белой диагонале, то пешки ставьте на чёрные поля!
Здесь мы видим что у белых позиция более правильная чем у чёрных. У белого офицера все пути открыты. У черного офицера пути заняты чёрными пешками.
Далее мы рассмотрим 8 правило Хосе Рауля Капабланка: в конце игры активизируйте короля!
Рассмотрим данную позицию. Несмотря на то что у чёрных на одну пешку больше, у белых в данной позиции явное преимущество. Так как белый король находится ближе к центру.
Итак белый король может быстрее добраться до пешек противника и перекушать их
Данная позиция уже выигрышная для белых. Белые быстрее проводят пешку в ферзи и выигрывают.
Итак запомним простое правило когда ферзи разменены используйте силу короля, один король равен по силе 4 пешкам. Выводите его ближе к центру.
Итак мы добрались до последнего совета в конце игры: 9 совет: ладья должна стоять сзади проходной пешки, которая почти дошла до конца поля и готова стать ферзем!
Рассмотрим следующий пример
В данном примере видно как белая ладья стоит сзади своей проходной пешки и защищает ее. Эта комбинация выигрышная для белых.
Вот как может дальше развиваться ситуация...
В результате белый король добирается до черной ладьи.
Ладья отступает а пешка становится ферзем.
Всем больших шахматных успехов. И ещё приглашаем в наш интеллектуальный магазин где вы найдёте много полезного и интерессного: Карточки КАРКАС для введения в мир шахмат и обучение первым дебютам http://mirrebenka.storeland.ru