Пробежка №3 некоторые теоретические основы
Некоторые теоретические основы системы «МИР ребёнка»
Добрый день, дорогой читатель. На одной из пробежек я поинтересовался у Павла Викторовича: как появилась методика и в чём её суть. И вот, что мне рассказал Павел Викторович:
Когда в 1969 году после «поездки по столицам» я рассказал отцу о своих ещё не вполне ясных планах, о том , что в педвузах и психологических факультетах я ничего не нашел, он почему-то сразу сказал: «Не там ищещь! Ты хочешь заниматься кибернетикой, теория управления. Тебе нужно познакомиться с идеями Ноберта Винера, ещё кого-то из тех, кто ею занимается, почитать». Тогда я удивился в той уверенности, с которой отец сказал об этом, но вскоре понял, в чём дело.
Дело в том, что во время работы бригада художников, выполнявших заказы ЦК в мастерской у нас в доме, почти всегда включали радио. Все они были в курсе современных идей и новостей во многих областях. Среди них был даже мастер спорта по шахматам, который рассказал мне о некоторых секретах этой игры. Слово «кибернетика» переводится как теория управления в живых организмах и неживых системах. Такое определение дал ему ещё великий Ампер, а Норберт Виннер, наконец, уже XX веке создал математические основы этой интегрированной науки. Теперь она позволяла решать многие прикладные задачи управления, что было важно для военных целей. Тогда я удивился этим рекомендациям отца: они, козалось, вели меня совсем в другом, в противоположном моим интересам направлении. Вернувшись в Томск, в Научную библиотеку ТГУ, я немедленно приступил к поискам и обнаружил настоящий бум исследований и только что появившихся отечественных книг и сборников, которые инициировал Научный Совет «Кибернетика», руководимый академиком А.И.Бергом…
Действительно, отец оказался прав: кибернетические модели давали научно обоснованный «ключ» решению проблемы оптимального обучения детей, поскольку именно мозг управляет всеми процессами в организме. Выходило, что педагогику можно определить как науку управления процессом познания, развития мозга ребёнка, как универсальной управляющей системы.
В этой системе управления человеком было несколько подсистем. Так, по сути, обучение чтению сводилось к решению задачи распознавания образов. Но эта задача была намного проще задачи хождения. Например, прямоходящим «интегральным роботам» надо было решать значительно больше других проблем одновременно: задачи сохранения равновесия, координации движений и т.п. во время хождения, восприятия и переработки информации во время передвижения, в том числе чтения или считывания текстов и т.д.
Мой вывод был следующим: по оценке количества участвующих мышц в процессе хождения получалось, что читать лёжа или сидя, должно было быть на порядок легче, чем ходить!
Книги по этой и похожей теме вы можете найти по ссылке ниже.