Реабилитация природной одаренности в колониях по А.С. Макаренко
Воспитательно-образовательная технология А.С. Макаренко: 1917 — 1936 г.: «Трудных детей и малолетних преступников – не бывает! Есть несостоятельные педагоги и воспитатели». Реабилитация одаренности «по – Макаренко».
Моделирование социальных, жизненных ситуаций осуществляется в развивающих целях в системе МИР, начиная с первых лет жизни и до 18-ти лет. Одаренность подростков можно пробудить и развить методом корпоративно – промышленного развития способностей. При этом достигаются наивысшие результаты воспитания, образования и социальной адаптации.
Похожую практику применения этого метода я обнаружил у отказавшегося от традиционного подхода, выдающегося педагога А.С. Макаренко. Так, еще в 20-е годы он создал не просто самую эффективную в мире, но даже … самоокупаемую систему воспитания, обучения и социальной адаптации подростков. Причем, была не только решена сложнейшая задача перевоспитания трудных подростков и малолетних преступников, он указал пути преодоления «неразрешимой проблемы» так называемых «трудных детей» в педагогике и в обществе. Если в «республике ШКИД» даже бывшие преступники становились добропорядочными гражданами и прекрасными руководителями, то обычные дети должны по «системе Макаренко» становиться уже выдающимися и, возможно, гениальными руководителями всех уровней. Своими работами А.С. Макаренко открывал фактически путь к лидерству в создании производств по новым и высоким технологиям … Создатель интеллектуальных игр и домашнего начального образования Б.П. Никитин считал его самым выдающимся педагогом столетия.
В результате удивительных открытий в педагогике, социальной психологии и накопленного практического опыта, А.С. Макаренко смог выступить с предложением, казалось бы, невероятной реформы образования: он предложил программу перевода школьного образования на самоокупаемость. Суть его предложения заключалась в следующем: «передайте нам все школы Москвы и через два года мы откажемся от бюджетного финансирования». При этом гарантировалась отличная успеваемость и, одновременно, профессиональная подготовка учеников … в сфере высоких технологий, разработки и производства фото, аудио и другой техники.
Многие считают, что А.С. Макаренко создал прообраз будущего оптимального корпоративного образования, необходимость которого еще не скоро будет осознана. По этому пути, в частности, пошел создатель фирмы «SONY» Масару Ибука. Так, в результате непонимания положения в образовании руководителями страны и упорства «традиционных» педагогов, Советский Союз не реализовал и потерял бесценный опыт демократической школы А.С. Макаренко, а Япония получила фирму – лидера в сфере аудио- и видеотехники. Тогдашними педагогическими и политическими руководителями блестящий опыт не был поддержан и, начиная со второй половины 30-х годов, А.С. Макаренко был фактически отстранен от педагогической практики. Сколько еще будет таких потерь, которые приведут к застою и проигрышу СССР в конкурентной борьбе двух сверхдержав!
Секреты уникального искусства социальной адаптации сохранены этим замечательным педагогом – новатором в книгах: «Книга для родителей», «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях» и других. Эти книги должны быть включены в программу для старшеклассников как учебники по практической социологии, и я рекомендую познакомиться с ними каждому родителю.
Создание школ, соединяющих обучение и практику путем погружения, освоения общественно — полезного труда, имеет давнюю историю. Создавал подобные школы, как уже упоминалось, великий педагог И.Г Песталоцци (1774 г.). Издал труд «Трудовая школа» П.П. Блонский. Школы освобожденного труда и единые трудовые школы организовывали С.Т. Шатский, и другие.
Остается неразгаданной тайной, почему этот замечательный опыт многих поколений наиболее авторитетных педагогов мира замалчивается и не реализуется в нашей стране.
Взамен вновь и вновь сохраняется гербартианская, авторитарная неотрадиционная, то есть почти «традиционная» система обучения 17-19-го века.
Действительно, она очень удобна для бюрократов: традиционная педагогика заранее всех убеждает, что 60 % детей – это неспособные, что пятерки получает лишь единицы. В системе МИР представьте, оканчивают три класса, 100 выпускников – и все с медалями. Бюрократы приходят в ужас: никаких медалей не хватит! – Тут же дается команда: «Такой эксперимент нам не нужен!»
Разгадка заключается в том, что руководят образованием пока что люди, которые убеждены в том, что для учителей выгодно применять наименее эффективные методы, которые обеспечивают усвоение материала всего на пять процентов!
Поэтому в школах введена совершенно непригодная для обучения «традиционная система».
Она требует в двадцать раз больше усилий, чем другие технологии обучения, основанные, например, на играх или практических занятиях.
Пример. Вот уже более десяти лет, после распада СССР из Донецка в Москву приезжает В.Ф. Шаталов, в совершенстве владеющий методами интеллектуального развития. Он сокращает сроки обучения школьной математике в 10 раз, обучая всех детей, родители которых решили, например, что лучше математику сдать экстерном и заняться, например, подготовкой к карьере в искусстве или спорте.
Еще одну попытку провести решительную реформу образования «по — Макаренко», предпримет в СССР через двадцать лет, в 1957 году, Б.П. Никитин.
Как всё верно сказано! Когда народ проснётся? Мамочки и папочки, бабушки и дедушки, вы где?